Разотождествление

«Над нами властвует все то, с чем мы себя идентифицируем, мы можем контролировать все то, с чем себя не отождествляем»

Девушка, принимающая участие в конкурсе красоты, идентифицирует себя со своим телом и красотой. У успешного атлета точка идентификации также в физическом теле, в силе его мускулов. Кто-то отождествляют себя с эмоциональной жизнью, увлекается психологией. Интеллектуалы идентифицируются со своим разумом, считают себя мыслителями.

Очень часто человек идентифицирует себя со своей ролью, например, матери, жены, ученого, профессионала. То есть мы идентифицируемся с с тем, что дает нам наибольшее ощущение бытия, жизни, что представляет для нас наибольшую ценность и чему мы придаем наибольшее значение.

Каковы последствия подобной самоидентификации?

  • во-первых, человек по-настоящему не осознает себя;
  • во-вторых, идентификация лишь с одной частью своей личности затрудняет идентификацию с остальными;
  • потеря “роли” (выросшие дети, увольнение, развод) может послужить причиной кризиса: человек может чувствовать себя “потерянным”.

Что делать?

Ролло Мэй в своей книге «Человек в поисках себя», Виктор Франкл и другие экзистенциальные психологи указывают на направление поиска. Это нахождения своего «Я», осознания его и превращения его в центр самого себя.

Это практикуется в буддизме и восточной психологии – поиск внутреннего ощущения чистого самосознания. Переживание чистой идентичности -или «Я»-сознания – не возникает спонтанно, но является результатом внутренних экспериментов и практик.

Что же можем сделать мы – не буддисты и не восточные медитаторы? Мы можем использовать упражнение на разотождествление. Техника состоит в «избавлении» от всех частичных самоидентичностей, используя нашу способность внутреннего наблюдения.

Разотождествление с чем?

  1. Область ощущений тела

    Телесные состояния могут обусловливаться активностью пяти органов чувств или же более неопределенными органическими причинами. Спокойное, бесстрастное, объективное наблюдение потока ощущений позволяет нам осознать, насколько многие из них переменчивы и недолговечны и как легко одно ощущение может перейти в противоположное. Это дает нам уверенность, что «я» не является просто телом или суммой ощущений.

  2. Эмоции и чувства

    Вторая область внутреннего наблюдения — это подобное калейдоскопу царство эмоций и чувств. Эти содержания сознания значительно сложнее наблюдать объективно и отвлеченно, поскольку наше внимание постоянно уносится прочь на волнах радужного потока самих наших эмоциональных состояний. Эмоции и чувства также не представляют собой основную часть нашего «Я», поскольку они слишком изменяемы, переменчивы и порой двусмысленны.

  3. Умственная активность

    Третья область наблюдения – ментальное содержание сознания. Умственную активность наблюдать проще, так как в этом случае на внимание не оказывается такого воздействия, какое оно «испытывает» со «стороны» эмоций и чувств. Но с другой стороны, умственная активность представляет собой более тонкое явление, и различия между «Я» и разумом на первый взгляд менее очевидны. Однако и здесь можно применить тот же критерий: умственная активность слишком переменчива, непостоянна; иногда ее можно уподобить активности обезьяны, скачущей с ветки на ветку. Но сам факт, что «я» может наблюдать, отмечать особенности доказывает, что между этими двумя понятиями есть разница.

Поле и обитатель поля

С нами всегда происходит постоянное смешение телесных ощущений, эмоциональной и умственной активности, и разделение, которое мы сейчас провели, обусловливается лишь необходимостью правильно расставить акценты и сфокусировать внимание наблюдателя в нужном направлении.

Важно подчеркнуть разницу между этими тремя взаимосвязанными областями психической деятельности и наблюдателем как таковым. Такое объективное наблюдение, естественно, спонтанно и неизбежно вызывает чувство разотождествления с любым и каждым из описанных психических состояний.

В отличие от переменчивости наблюдаемых психических процессов, поведение самого наблюдателя осознается им самим как стабильное и постоянное. В конце концов он приходит к мысли, что может не только пассивно наблюдать, но в разной степени влиять на поток своих различных психологических состояний.

Таким образом, необходимо осознавать разницу между содержанием поля сознания и его «центром», который и создает само это поле. Таким центром является «я». Техника заключается в последовательном разотождествлении себя с разными группами содержаний сознания: физическими, эмоциональными и умственными.

Упражнение на разотождествление для самостоятельной практики

Первый шаг, который необходимо сделать, — это утвердиться в убеждении, что

«У меня есть тело, но я – это не мое тело»

и во всей полноте осознать этот факт.

Мы постоянно и ошибочно отождествляем себя с нашим телом и «приписываем» «Я» наши физические ощущения.  Например, мы говорим: «Я устал». Но это устало наше тело и сообщило «Я» ощущение усталости — что вовсе не одно и то же. Это различие имеет большую важность на практике, потому что каждый раз, когда мы отождествляем себя с физическим ощущением, мы попадаем в рабство от тела.

Второй шаг – это осознание следующей мысли: «Я живу эмоциональной жизнью, но

«Я- это не мои эмоции и чувства»

Когда некто говорит: «Я раздражен», «Я доволен», «Я не удовлетворен» — это также случай ложной идентификации «Я» с меняющимися психологическими состояниями, которые порой противоречат друг другу. Вместо «Я раздражен» мы можем сказать: «Во мне присутствует чувство раздражения».

Третий шаг состоит в осознании следующего: «У меня есть интеллект, но

«Я — это не мой интеллект»

Как правило, мы отождествляем себя с нашими мыслями. Но если начать анализировать их, если понаблюдать за собой в процессе размышления, то можно заметить, что мы используем интеллект лишь в качестве инструмента. Мы можем созерцать деятельность своего ума, логические и алогичные построения как бы «сверху». Это доказывает, что мы — это не одно и то же, что наши мысли.

Мысли — как тело и как эмоции — также подвержены изменениям: сегодня мы думаем одно, а завтра, возможно, – противоположное. Мы получаем веское доказательство нашей отделенности от мыслей, когда пытаемся контролировать и направлять их. Если мы пытаемся думать о чем-то отвлеченном или скучном, наш «мыслительный инструмент» нередко отказывается нам повиноваться; это знакомо каждому студенту, которому приходилось учить что-то, что ему надоело учить или что было скучно учить. Если ум способен оказывать неповиновение, то это означает, что «Я» — это не ум.

Эти факты свидетельствуют о том, что тело, чувства и разум представляют собой инструменты ощущения, восприятия и действия — инструменты переменчивые и непостоянные, которыми, однако, может овладеть и пользоваться «Я».

«Я» есть нечто простое, постоянное и сознающее себя. Переживание «Я» можно сформулировать следующим образом: «Я» – это центр чистого сознания». Утверждать это со всей убежденностью не означает, однако, достичь переживания «Я», но это путь, ведущий к такому переживанию. Это ключ и начало владения своими психическими процессами.

Упражнение на разотождествление в группе

Упражнение проводится в виде медитации, сидя, с закрытыми глазами. Ведущий говорит в первом лице, но, разумеется все,  что им говорится, относится к каждому из присутствующих.

«Я помещаю свое тело в удобное и расслабленное положение, глаза закрыты. Выполнив это, я говорю: «У меня есть тело, но я — это не мое тело. Мое тело может пребывать в состоянии здоровья или нездоровья; оно может быть усталым или полным сил, но это не имеет никакого отношения ко мне, к моему настоящему «Я». Мое тело — это мой драгоценный инструмент, который передает мне ощущения и позволяет действовать во внешнем мире, но это не более чем инструмент. я обращаюсь с ним хорошо; я стремлюсь поддерживать его в хорошо состоянии, но это не «Я». У меня есть тело, но я — это не мое тело.

У меня есть эмоции, но я – это не мои эмоции. Эти эмоции бесчисленны и противоречивы, они меняются, и все же я знаю, что я всегда остаюсь собой. Остаюсь собой, когда надеюсь и испытываю радость или боль, раздражение или умиротворение. Я могу наблюдать, понимать, осуждать свои эмоции, владеть ими направлять их и пользоваться ими, поэтому очевидно, что они – это не я. У меня есть эмоции, но я — это не мои эмоции.

У меня есть желания, но я – это не мои желания, они вызваны влечениями, физическими и эмоциональными, а также внешними влияниями. Желания также  изменчивы и противоречивы, они одновременно влекут и отталкивают. У меня есть желания, но я — это не мои желания.

У меня есть разум, но я — это не мой разум. Он в той или иной степени развит и  активен, он может быть «недисциплинированным» и при этом легко обучаемым; это орган познания внешнего и внутреннего, но это не я. У меня есть интеллект, но я — это не мой интеллект.

«Что же я такое, в таком случае? Что остается, если отделить от моей самоидентичности физическое, эмоциональное и умственное содержание моей личности, моего эго? Остается моя сущность — центр чистого самосознания и самопостижения. Это есть нечто постоянное в изменяющемся потоке моей собственной жизни. Оно дает мне чувство бытия, постоянства, внутренней безопасности. Я признаю, и я утверждаю себя в качестве центра чистого самосознания. Я сознаю, что этот центр характеризуется не только статичным самосознанием cебя, но и динамической силой: он может наблюдать, направлять и использовать психические процессы и физическое тело. Я — центр сознания и силы.

Рекомендации и сферы применения

Технику разотождествления и самоидентификации можно рассматривать как механизм защиты от постоянного потока влияний, внешних и внутренних, пытающихся «захватить» эго. Эта техника может также применяться как средство ежедневной психической гигиены; в области же терапии потребность в ней еще больше.

Тип клиентов, кому это упражнение можно особенно порекомендовать, — это все те, кто характеризуются повышенной эмоциональностью, а также те, кто склонны в той или иной степени отождествлять себя с каким-либо аффективным состоянием, идеей, планом или действием, что превращается у него в навязчивую идею. К этому типу относятся разного рода фанатики.

Другая группа клиентов, которым упражнение может быть полезно — это те, кто полностью идентифицирует себя с какой-либо ролью, будь то роль матери, отца, профессиональная роль, в такой степени, что полностью подпадают под власть этой роли и полностью отказываются от какой-либо собственной индивидуальной жизни. Следствием выполнения данного упражнения должно стать освобождение. Те, кто успешно применял и эту методику, говорят, что обрели чувство свободы, более «яркое» ощущение бытия и ощущение «стихийного» контроля над тем содержанием психики, с которым прежде они себя идентифицировали.

Упражнение будет также полезно для интеллектуалов, склонных полностью отождествлять свое сознание с мышлением, особенно если они высоко ценят свои умственные способности, любят все усложнять и поэтому остаются, если можно так выразиться, зацикленными на каком-то одном уровне. Для таких интеллектуалов было бы наиболее полезным — с психотерапевтической точки зрения, — если бы они смогли почувствовать, что мышление в действительности не является центром их личности.

Последняя и, возможно, наиболее устойчивая идентификация — это идентификация себя с тем, что мы считаем своей внутренней личностью, присутствующей в большей или меньшей степени во всех ролях, которые мы играем, — с тем, что является «Личностью» в этимологическом смысле слова «Персона» (маска) — личностью как последней маской Я. Идентификация с ней делает нас статичными и неподвижными.

Упражнение в разотождествлении способствует усилению чувства самости, бытия; оно действительно позволяет пережить то, о чем так много говорили экзистенциальные аналитики, причем пережить это с помощью столь малых средств; чувство идентичности, бытия, чувство «центра» внутри себя, чувства внутренней сущности внутри себя. Когда личность обретает опыт переживания «центра» внутри себя путем выполнения упражнения на разотождествление, появляется возможность синтезировать воедино те различные аспекты, от которых личность отделила себя. Иными словами, человек становится собой, используя тело, аппарат чувств и разум в качестве инструментов.

«Я» осознает тот факт, что является чем-то большим и высшим, чем часть (физическое тело, чувства, и мыслительные процессы ) этого целого.

Ограничения и противопоказания

Эта техника имеет несколько основных ограничений и определенные противопоказания.

Ее не следует применять, если клиент находится в состоянии такой эмоциональной сумятицы, что временно не может ни на чем сосредоточиться.

Ее также не следует применять в случае, если пациент чрезмерно склонен к самонаблюдению и самоанализу, слишком увлечен «рассматриванием» своего внутреннего мира, которое может казаться ему более приятным и не вызывающим напряжения в отличие от активного участия во внешней жизни. В таких случаях, однако, можно сказать, что имеет место сложная форма идентификации с наблюдаемыми явлениями.

У некоторых пациентов возникает сопротивление идее разотождествления себя со своим телом, чувствами и мыслями, поскольку они боятся, что таким образом их личность может «расщепиться» на несколько различных частей. Другие пациенты, напротив, с радостью принимают идею пережить ощущение внутреннего «центра», в котором они могут черпать силу и мудрость, чтобы противостоять напряжению современной жизни.